Схема десульфатации акб

Схема десульфатации акб
Схема десульфатации акб
Схема десульфатации акб
Схема десульфатации акб

02-07-2007

К. Вальравен

Как показывает практика, 80% свинцовых аккумуляторов выходит из строя из-за явления сульфитации предложенная схема устройства для десульфатации (рис.1), помогает вернуть к полноценной жизни даже почти “убитые” автомобильные аккумуляторы. Оно формирует короткие импульсы зарядного тока и небольшой разрядный ток в промежутках между ними. Такой алгоритм десульфатации гораздо эффективнее, чем простой многократный заряд-разряд обычными зарядными устройствами.

Десульфатация автомобильных аккумуляторов
нажмите, для увеличения

В схему входят автокоммутатор на ключе Т1, компараторе IC2D и генераторе IC1, накопительная катушка индуктивности L2 и пиковый вольтметр IC2A-C, D7- D10. Питание осуществляется от самого восстанавливаемого аккумулятора, подключаемого к клеммам К1. При включении высокий уровень на выходе Q (вывод 10) IC1 открывает ключ Т1 и нарастающий разрядный ток начинает протекать от батареи по цепи L1-L2 - T1-R4.
Когда ток достигнет значения 1А, напряжение на R4 опрокидывает компаратор IC2D и через IC1 закрывает Т1. Накопленная в L2 магнитная энергия преобразуется в короткий всплеск напряжения, которое через D3 прикладывается к аккумулятору, создавая последнему импульс зарядного тока (который собственно и является десульфатирующим).
Далее процесс повторяется (с частотой около 1 кГц). Поскольку амплитуда всплеска напряжения зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора, а последнее тем больше, чем выше сульфитация, то, измерив амплитуду напряжения, можно судить о степени сульфатации. Именно эту функцию выполняет пиковый вольтметр - если амплитуда напряжения не превышает 15 В (аккумулятор - свежий), то светятся только два зеленых светодиода D7D8, если от 20 до 30В - желтый D9 (аккумулятор требует десульфатации, но пригоден для временной эксплуатации), если больше 30 В - красный D10 (аккумулятор требует немедленной десульфатации}.
Интересно отметить, что примененное схемное решение с включением всех светодиодов через один токоограничительный резистор R9 обеспечивает режим бегущей точки - если включен красный D10, то из-за того, что у него меньшее прямое напряжение, чем у желтого D9, последний не светится.
Прямое напряжение желтого и зеленого светодиодов примерно одинаковое, но D7D8 включены последовательно и поэтому не светятся, когда включен D9. Оценка состояния аккумулятора состоит в подключении его к клеммам К1 и наблюдении за светодиодами D7 - D10: зеленые свидетельствуют о готовности к эксплуатации, а желтый и красный - о необходимости десульфатации. Десульфатацию производят, оставляя аккумулятор подключенным к устройству до полного разряда (погасания светодиода D1), после чего сразу подключают к зарядному устройству и после заряда повторяют десульфатацию до тех пор, пока при подключении не будут светиться зеленые светодиоды D7D8. В запущенных случаях процедура может длиться до нескольких недель.
Поскольку устройство потребляет в среднем ток 20 мА. его можно постоянно включить в бортовую сеть автомобиля. В этом случае оно непрерывно поддерживает аккумулятор в кондиционном состоянии, не ухудшая его штатную подзарядку автомобильным генератором.
Литература

  1. Elektor Electronics 9, 2001, с.14-17

Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.

  • На выходе установил 14,4 вольта и ограничение тока до 6...7 ампер. Но волнует вот такой вопрос: Аккумулятор пятую зиму пережил. Я его берегу, большого разряда не было. Заряжал регулярно, раньше трансформатором от цветного телевизора с диодами и тиристорным управлением, теперь сделал на базе БП от компа. Там хоть импульсы зарядки с частотой 100Гц были. Генератор на машине тоже выпрямленная синусоида хоть и 3-х фазная. Здесь четко постоянный ток. Не вредно ли это. Заряжает хорошо, после ночи зарядки несколько дней напряжение утром 12,9..12,7 вольт. Если не заряжать то 12,5...12,6. Много пишут о десульфатации.
  • В какойто из веток этого форума я уже спрашивал совета посхеме наведенной ниже, но ничего конкретного я и не услышал, может здесь кто-то собирал схему или хотчбы выскажите свое мнение по поводу. Спасибо. Опубликована схема и статья о ней на http://cxem.net/avto/electronics/4-120.php
  • А можно исправленную платку? И еще. Удалось ли победить пиковый детектор? А в чем была засада? Какие токи получились при R4 0.22ohm? М.б. имеет смысл ввести ограничение на разряд аккумулятора? Типа при разряде до 10.8В десульфатор отключается. Тогда можно смело ставить акк на десульфатацию и на пару месяцев валить в горы. Не боясь что девайс убьёт батарейку вместо восстановления. :)
  • Коннечно можно: Скачать файл desulfatator 4.1.lay (40.10 kB) Засада была разбросе прямого падения напряжения на разных типах диодов. Т.к. у меня деталей 100% соответствующих авторской схеме нету, то применял то что есть. Подошел диод 1N5817 с падением 150мВ, но все равно надо подстраивать ещё делителем. Но амплитуда выбросов, и как следствие показания пикового детектора, сильно зависит от напряжения на АКБ (его розряженности). Идея хорошая, нечто подобное уже есть в моей переделке с задающим на 3843 - эта микросхема имеет встроенный детектор напряжения питания. Правда она выключится при 9-ти вольтах. У других миккросхем этой серии 384х - другие напряжения детектора, но там большой гистерезис включения/отключения. Я поменял дроссель L1 на более мощный от 12В канала старого блока питания АТ, предварительно смотав один слой обмотки (половину, т.к. у неё была индуктивность порядка 600мкГн). Какая получилась индуктивность не мерил. Дроссель и транзистор стали греться гораздо меньше. Это падение на резисторе 0,22Ом: Это падение напряжения на включенном последовательно с АКБ резсторе 0,56Ом А это напряжение на самом АКБ, без последовательного доп резистора 0,56Ом. Из-за очень низкого сопротивления АКБ, форма напряжения превращается в узкие иголки. С этим сопротивлением ток очень похож на вторую осциллограмму. А что касается самой десульфатации, то мой подопытный АКБ напрочь отказывается оживать. Плотность в банках упала до значений 1,00...1,05!!! В одной-двух после зарядки поднимается до 1,10. АКБ сильно греется во время зарядки (до 30-35С) и потом очень долго не остывает. При этом заряжаю током уже 3А, а напряжение все-равно не поднимается выше 12,9В, а после определенного момента начинает снижаться до 12,6. После отстоя часов 5-8 напряжение опускается до 12,0В. Больше всего меня смущает его плотность. Ариометр у меня показывает плотность начиная от 1,1, а плотность 1,0 я вычисляю мысленно продлевая шкалу выше верхней отметки и учитываю поправку на температуру. От чего такая низкая плотность? АКБ не вскрывался, уровень в банках нормальный и воды никто не доливал. Во время зарядки пузырьки есть, но не везде и совсем чуть-чуть. Может стоит купить бутылку электролита и заменой содержимого банок принудительно поднять плотность? Очень не хочется его сверлить и промывать от шлама дома в ванной... Может там уже вся активная масса осела на дно и промывка ему как мертвому припарка? Пора его сдать в утиль? Если так - то добил я его как-раз десульфататором...
  • Я бы попробовал нагрузить аккум. лампочкой (например от фары ВАЗ 2101) и посмотреть сколько времени будет держатся напряжение 12 вольт, само собой желательно мерять и ток протекающий через лампочку. Но не садить батарею ниже 10,3 вольта. Тоесть нужно узнать какая у акума ёмкость Ампер/час. После этого можно думать о том стоит ли им вообще заниматся или проще в утиль.
  • Может кому пригодится. Вот печатка и распространенная схема. Собрал - работает. Поставил наобум колечки дросселей из компьютерных бп. Импульс повышает напряжение на клемах акб при номиналах в схеме на 5,3В. Мне этого мало. Я поставил вместо 2,2нф десять нф. Иголка импульса стала добавлять еще 28 вольт к напряжению аккумулятора. Ток потребления - 0,3А. Дроссель горяченький. Транзистор на радиатор. Диоду - второй в параллель. Ток в импульсе - 40-60 А(если правильно измерил). ps ах да. с5 1000 мф и в печатке SMD резистор съехал.Его вправо на степ надобно.
  • "Поскольку для расплавления кристаллов сульфата свинца необходимы кратковременные импульсы высокой мощности" - эта фраза из описания конструкции по вашей ссылке. Псевдонаучное утверждение. Свой аккумулятор восстанавливал циклами заряд-разряд малым импульсным ассиметричным током. Соотношение прямого импульса (зарядного) тока к разрядному импульсу тока 3 к 1.
  • При разряде банка с наименьшим количеством активной массы разрядится первой и в течение минуты начнёт заряжаться в обратной полярности - произойдёт переполюсовка пластины. Поэтому при экспериментах необходимо постоянно проверять напряжение на КАЖДОЙ банке и немедленно прекратить разряд аккумулятора, даже если напряжение на аккумуляторе будет больше чем 10.3 Вольта.
  • u2010b, а как можно померить напряжения на банках по отдельности? Только через мною просверленное отверстие длинными щупами погружаться в электролит и касаться пластин? Как то это не очень эстетично и гигиенично выглядит. А вообще - если честно, то думается что моему акб настал кирдык. Если судить от обратного - полная смерть аккумулятора настает когда на электродах (пластинах) не остается активной массы. Даже если пластины сильно сульфатировались, то это можно сказать клиническая смерть - сульфатацию можно устранить. В моем же случае активная масса боящегося переразряда кальциевого свинца скорее всего уже вся на дне - отсюда и сыльный саморазряд, и сильный нагрев во время зарядки, и нулевая плотность потому что осыпавшийся свинец "вобрал в себя" всю кислоту. А т.к. лежа на дне он не участвует в процессе зарядки, то и отдавать кислоту обратно не может, по этому плотность не поднимается сколько бы я его не заряжал. Таким образом - все десульфатирующие процедуры все равно не поднимут активный слой обратно на пластины, а значит даже если я промою этот шлам и залью свежую кислоту - то получу хоть и нормальный аккумулятор (в смыле который будет заряжаться и не саморазряжаться), но его емкость будет крайне мала для эксплуатации на авто, а емкость каждой отдельно взятой банки будет разной, что продолжит их добивать переразрядами и переполюсовками...
  • че то у меня нверное карма плохая. Три раза этого вальравена собирал - так и не запустился он. Ни пиковый не работает, ни генератор. Так что по нему не скажу. Мне кажется что при 2,2нф можно и в машине. Емкость и сопротивление проводки съедять этот импульс. Но я эту схему рисовал не для автомобильного применения.:) Чет не знаю. 22 нф кажись до 1.5A ток потребления разгоняли. Хотя мне того и нужно. Чтобы сила тока импульса была порядка 200-400А. Но мне кажется полевик с диодами загнутся через пяток минут такой работы. По большому же счету у меня задача дать импульс тока, который бы на аккумуляторе напряжение поднимал бы до 30-40 вольт. По осцилу на убитом аккумуляторе так оно и есть. Завтра посмотрю на целом.
  • в качестве L2 можно использовать кольца из порошкового железа. Их можно добыть в импульсных блоках питания, в частности в БП компьютера, также можно купить на радиобазаре, в мастерских по ремонту и интернет-магазинах. Чаще всего попадаются кольца желтого цвета у которых один торец белый - это то что нам нужно. обзываются такие кольца кольца так ТХХ-26, где хх - код размера, 26 код материала. http://powermagnetics.co.uk/pace-com...-powder-toroid Чем больше размеры кольца тем меньше надо мотать витков провода. Рассчитываем программой mini ring core calculator. на странице загрузки картинка с нужной вкладкой, только материал выбран не тот. В качестве дросселя L1 - подойдут любые дросселя индуктивностью примерно равной указанной на схеме. Я применял покупные аксиальные, китайские с сердечником в виде гантелек, дросселя из энергосберегающих лампочек. Вместо диода D2 BAT85 можно ставить любой малосигнальный шоттки, я применил BAS81 (такой предложили на базаре). Шоттки D6 - мощный шоттки, я ставил 1N5822 В качестве транзистора T1 - лучше поискать полный аналог (я установил irfz34n). Супрессоры, необязательно 2 по 27, можно 1 на 56, можно составить из 5 шт.), автор дает вилку 40-50 в. Если спаяно без ошибок, микрухи вставлены правильно , полярность при подключении не перепутана - устройство начинает работать. Горит светодиод "Power" и один или два светодиода пикового индикатора. Катушка L2 издает высокочастотный писк. При неправильном подключении устройства к аккумулятору однозначно вылетают супрессоры. Да и микрухи и тд. Так что запасайтесь деталюхами. При первом запуске контролируйте температуру транзистора и дроссела L1, если греется - что-то не так. Для теста микрухи 4047 спаял схему. Для LM339 - схему.
  • Что-то калькулятор не запускается ... :( http://www.dl5swb.de/html/mini_ring_core_calculator.htm
  • это не онлайн-калькулятор его нужно скачать и установить. Программа 100% рабочая, проверена на ХР и 7-ке 64.
  • Компоновка деталей по мотивам плат от ur3vcd. Плата-прототип, просто для проверки работы комплектующих. Третий раз делаю этот десульфататор. Первый был на макетке, пайка "на соплях". Второй по компоновке был сходен с авторским. top bottom в орле Свое мнение выскажу позже.
  • я дросель вместо 1 мГн использовал дросель из электронного трансформатора для галогенных ламп NT-EN-105-EN он 33 мГн а второй дросель использовал от сгоревшего блока питания atx на желтом колечке без перемотки, только лишние короткие провода убрал индуктивность не проверял но все работает хорошо и не греется ток 0.14ампер. конденсатор 4.5нф использовал рабочая частота получилась 1200 но думаю особой разницы не будет что 1000 что 1200
  • Ну и как аккумулятор, зеленым горит? :D
  • месяца два надо гонять. зимой не езжу, поэтому не проблема для меня. у меня нет лампочки, я просто забывал на 20 часов ближний выключить, и как следствие поросший сепаратор, если правильно конечно выразился короче погонял и итог сульфатация только значительно увеличилась, зарядку принимать тоже стал хуже. барахло
  • да н и хрена не "барахлО"! руки не так заточены вот и все! все хорошо работает!
  • Что-то не могу найти статью в хорошем качестве с платой в формате пдф. Может у кого есть ...?
  • =Borodach;260581]Что-то не могу найти статью в хорошем качестве с платой в формате пдф. Может у кого есть ...?[/QUOTE Стесняюсь спросить ... вы не об этом ли случаем ? (http://wiki.mypower.cz/desulfator) http://www.rlocman.ru/forum/showpost...1&postcount=38

При перепечатке материалов с сайта прямая ссылка на РадиоЛоцман обязательна.

Приглашаем авторов статей и переводов к публикации материалов на страницах сайта.

Датчики влажности и температуры ДВТ-03

Датчики влажности и температуры ДВТ-03

Цена: от 3 168 руб.
Доставка: Россия и страны СНГ

Осциллограф Rohde Schwarz RTB2002

Осциллограф Rohde&Schwarz RTB2002

2 канала, 70 МГц, память 20 Мб, частота дискретизации 2,5 ГГц. Емкостной цветной сенсорный, диагональю 10.1 дюймов

Цена: от 128 тыс. руб.
Доставка: Россия и страны СНГ

Реле напряжения РН-111

Реле напряжения РН-111

Для отключения однофазной нагрузки 220 В, 50 Гц при недопустимых колебаниях.

Цена: от 990 руб.
Доставка: Россия

Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб Схема десульфатации акб

Читать далее:




Вязание косметички крючком мастер-класс




Как сделать разными цветами одинаковое фото




Поздравление с днем рождения сына тетю




Сверлильный станок по своими руками




Прически на полураспущенные волосы с плетением 6